Научил воробьев разжигать
Группа "Алиса" представила альбом "Саботаж"
Герой новой песни Константина Кинчева "Сны" учил воробьев летать, а птенцы гнезда "Армии "Алисы"" весьма успешно научены устраивать огненный праздник. "Жги!" — призывал лидер "Алисы" на концерте в СК "Юбилейный", и зал действовал. Правда, у пастыря нашлась и "паршивая овца", на плевок которой Константин Кинчев ответил невозмутимо: "Спасибо за эту "награду"". АЛЕКСЕЙ ЛЮБИМОВ разглядел "Саботаж" за дымовой завесой.
Поклонники не устают судачить о наказании провинившегося — больше, чем о его прощении Константином Кинчевым. Один из зрителей с левой стороны во время исполнения песни "Черви" умудрился доплюнуть до черной рубашки подошедшего к краю сцены господина Кинчева и попасть на правую сторону груди. Дальнейшее заслуживает цитирования. Музыкант сначала поблагодарил плюющего "за "награду"", назвал его "падаль", повторяя вслед за поющим бас-гитаристом Петром Самойловым слово из песни, затем предложил "глаза поднять, сюда выйти и в пятачок получить", а потом простил: "Бог судья. Видимо, я заслужил на свое 54-летие эту награду — буду нести ее с честью".
Кроме этой истории, представление "Саботажа" в "Юбилейном" прошло традиционно — шумно и дымно.
Группа "Алиса" чуть ли не единственная в стране собирает полный стадион в любом населенном пункте. И единственная, у которой на концертах принято разжигать фальшфейеры. Алисоманы салютуют своему лидеру, и тот отвечает им благодарностью после фаер-шоу на песне "Взрыв": "Спасибо! Было круто". Над полем "Юбилейного" к середине концерта повисает дымовая завеса, и зрители с легочными заболеваниями привычно достают платки, чтобы дышать через них после праздника огнепоклонников чуть ли не на каждой третьей песне. Впрочем, все знали, куда шли — на афишах было возрастное ограничение. И для этого концерта оно оказалось более серьезным, чем, например, для "воплощения греха" Леди Гаги с ее "12+". На "Алису" в "Юбилейном" вход был разрешен для лиц старше восемнадцати лет. Еще зрители должны были получить в подарок диск "Саботаж" — без включения его стоимости в цену билета. Но, как сообщила компания NCA, давний устроитель концертов "Алисы", из-за погодных условий акция перенесена — обладатели билетов смогут получить альбомы в кассе "Юбилейного" с 6 декабря (тираж с дисками, видимо, постигла та же судьба, что и тираж еженедельных изданий "Ъ" — они застряли в пробке на трассе М10). Константин Кинчев пояснил корреспонденту "Ъ", что подарить диски всем зрителям на концерте в Санкт-Петербурге было идеей издателя. А о "Саботаже" Константин Евгеньевич заметил: "Все сказано в песнях — как-то нелепо объяснять то, что уже написано, я же не на китайском языке разговариваю".
По сравнению с двумя предыдущими альбомами "Алисы", в новой программе на клавишах Дмитрия Парфенова сделан меньший акцент — все внимание гитарам Евгения Левина и Игоря Романова. При этом вышедший 29 сентября 2012 года "Саботаж" явно продолжает темы дисков "Ъ" и "20.12", выпущенных 25 сентября в 2010 и 2011. Зрители оценили образы новых песен, и единодушный фаворит — "Левша" с рефреном про перо Царь-рыбы, в котором многие признают крест. Горячо приветствовали и заглавную песню, созвучную известному месту проживания Константина Кинчева в его псковском "поместье" — Саба.
На представлении "Саботажа" — безупречный звук и блестящая работа со светом. Как и вокал Константина Кинчева, и исполнительское мастерство музыкантов "Алисы". Неудивительно, что повсюду видны подражатели — не только творческим темам, но и позам.
В фойе программный директор радиостанции рассказывает, что пришел на концерт не по работе, как остальные журналисты, и слушал "Саботаж" не по три раза, как они. Может, и все тридцать три: он — из старейших алисоманов, и прибыл по велению сердца. Другой зритель, не из VIP-ложи, а с "поляны", радуется, что надел "берцы" — ноги ему оттоптали. Сорокалетние мужчины в красных майках с черной буквой "А" в белом круге после "Песни без слов" Виктора Цоя угощаются и вспоминают, как поколачивали в конце 1980-х тщедушных киноманов. В отличие от Константина Евгеньевича, алисоманы не только седеют, но и толстеют, а он — нет, он атлет.
"Есть надежда, что живы еще понятия простые"
КОНСТАНТИН КИНЧЕВ рассказал АЛЕКСЕЮ ЛЮБИМОВУ о "Саботаже".
— В альбоме "Саботаж" разными словами идет речь о возможном "взрыве". Вы его поддерживаете или это скорее вас огорчает?
— Я наблюдаю и ретранслирую. Вот и все. "Жду повода слиться в атаке, с теми, с кем мне по пути"... В текстах все есть.
— Сегодняшние слушатели "Алисы" — не те, что тридцать лет назад, они привыкли к комфортному существованию. Насколько их интересует сопротивление нынешнему порядку вещей?
— Люди вообще не меняются в массе своей. 2000 лет назад они были такими же, как и сейчас... А вы берете микронный отрезок времени. И при чем тут комфорт? Есть надежда, что, помимо комфорта, живы еще понятия простые, внятные. Честность, например. И мне кажется, что слушателям "Алисы" небезразлично это понятие.
— Восемь песен из четырнадцати написаны в соавторстве. Почему вы решили не быть единственным автором и использовать много вокала Петра Самойлова?
— Мне так захотелось. Захотелось, чтобы моими соавторами были участники группы "Алиса". Это эксперимент в некотором роде, и эксперимент удачный, музыканты-то хорошие... А Петя Самойлов — это редкая удача в плане совпадения голосов. Идеальное совпадение. У него тенор, у меня баритон. Теноровые партии мне не спеть, а Пете — запросто.
— Вы выбрали Андрея Бледного для написания предисловия альбома и Андрея Давыдовского для оформления. Чем группа 25/17 вам близка?
— Мы единомышленники и друзья. Вот, собственно, и все. И спасибо Бледному и Давыдовскому за участие.
Газета "Коммерсантъ С-Петербург", №229 (5014), 04.12.2012
www.kommersant.ru